Профессиональный союз писателей России
Писатели России
Сайт "МОСКОВСКИЕ ПИСАТЕЛИ" Списки
Произведения
Союзы
Премии
ЦДЛ
Альбомы
Хобби

Литературные журналы конца 10-20-х годов ХХ века

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖУРНАЛОВ 1920-х гг.
Использованы материалы сайта СовЛит.

Ars.
Ежемесячный литературный журнал ("альманах"); редакторы Сергей Городецкий (затем - А.Петраковский и А.Флоренский); издатели - А.Антоновская и И.Полинин. Журнал выходил в 1918-1919 гг. Тифлисе (Тбилиси), во времена меньшевистского правления; тогда в Тифлисе сложилась мощная русская колония (в частности, из эмигрировавших из России деятелей культуры). Инициаторы издания так определяли свою цель: "В смысле эстетических верований мы будем держаться основного русла нового русского и европейского искусства. Оно определилось в России журналами "Мир искусства" и "Золотое руно", заменяя лабораторную узость последних более пространным горизонтом" (под последним понималось, в частности, широкое освещение "культуры Закавказья"). "Ars" объединил на своих страницах литераторов России, Грузии и Армении, примыкавших к таким различным направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм.

Абраксас.
Выходил в Петрограде в октябре-ноябре 1922 и феврале 1923 гг. под редакцией Ореста Тизенгаузена, Михаила Кузмина и Анны Радловой. Фактически журнал являлся органом эфемерной литературной группы "эмоционалистов", возглавлявшейся М.Кузминым. В декларации, подписанной М.Кузминым, А.Радловой, С.Радловым и Ю.Юркуном, "эмоционалисты" утверждали: "Сущность искусства - производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственной, неповторимой форме единственного, неповторимого эмоционального восприятия... Преодоление материала и форм есть условие успешного творчества, а не задача его и не цель...". "Абраксас" - интересный памятник той пореволюционной литературы, которая не принадлежала к советскому литературному истеблишменту.

Альбатрос.
Еженедельный художественно-литературный и научный иллюстрированный журнал, издание Культурно-просветительского отдела Морского комиссариата. Единственный N 1 вышел в ноябре 1918 г. в Петрограде с целью "удовлетворения духовных запросов широких масс пролетариата и крестьянства и развития в них живого творческого начала в области строительства жизни на основах социализма и социалистического идеала", а также "освещения вопросов пролетарского мировоззрения и нового культурного строительства". Журнал ориентировался на новую пролетарскую литературу.

Без муз.
Художественное периодическое издание, единственный номер которого вышел летом 1918 г. в Нижнем Новгороде. "Без муз" - одно из характерных "летучих" изданий первых лет советской власти, в котором участвовали немногочисленные местные и столичные (или оказавшихся в то время в Нижнем Новгороде) писатели. Издание носило преимущественно авангардную, футуристическую ориентации (среди авторов журнала - Н.Асеев, С.Спасский, С.Третьяков, В.Хлебников).

Гостиница для путешествующих в прекрасном.
Выходил нерегулярно в Москве в 1922-1924 гг. Издание Ассоциации вольнодумцев в Москве; редактор Николай Савкина. Журнал являлся органом группы имажинистов, в которую входили А.Мариенгоф, В.Шершеневич, А.Кусиков, Р.Ивнев, С.Есенин и др.; имажинисты утверждали примат самоцельного образа и формотворчества в искусстве. В частности, в редакционной статье в N 1 писалось: "Граждане, бросьте ваши номенклатуры: левый фронт, ets, etc. Бросьте: где правые? где левые? где революция? где контрреволюция? Применительно к поэзии эти определения - нуль...". Издание журнала было прекращено по решению Главлита.

Дом искусств.
Выходил в конце 1920 - осенью 1921 гг. в Петрограде. Издание организации работников литературы и искусства Дом искусств, существовавшей в Петрограде в 1919-1922 г. В редакционной коллегии журнала значились: Максим Горький, Мстислав Добужинский, Евгений Замятин, Николай Радлов, Корней Чуковский и Владимир Щербачев. В двух номерах "Дома искусств" были опубликованы произведения, вошедшие в историю русской литературы XX века. Журнал приобрел скандальную известность из-за опубликованных в нем статей К.Чуковского "Ахматова и Маяковский" и Е.Замятина "Я боюсь"; в последней, в частности, писалось: "Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима эта болезнь - я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое". Возможно, именно резкая полемика вокруг этой статьи воспрепятствовала продолжению издания.

Жизнь (1922).
Ежемесячный литературно-художественный и научно-популярный журнал. Три номера вышли в Москве весной-летом 1922 г. в издательство "Моспечать" под редакцией литератора Валерия Язвицкого; ответственный редактор Б.А.Кронин. "Жизнь" была органом литературно-издательского товарищества "Литэмуза" и ставил перед собой цель "восстановления культурных связей", разрушенных после войны и революции. "Учитывая почти полное отсутствие большой периодической прессы, - писали редакторы журнала, - мы, по возможности, откроем страницы журнала всем серьезным и жизненным течениям, как в науке, так и в искусстве". Журнал был подвергнут неоправданно резкой критике в "Правде" и "Известиях", после чего его издание прекратилось.

Жизнь (1924).
Ежемесячный журнал литературы, быта и общественной жизни. Единственный N 1 вышел в Москве в июне 1924 г. под редакцией большевистских литераторов Демьяна Бедного, Павла Лебедева-Полянского, Льва Сосновского и Владимира Фриче (издательство "Новая Москва").

Журнал для всех.
Ежемесячник литературы, науки и общественной жизни. Первые N 1-4 вышли в сентябре-декабре 1928 г. в Москве; с N 2 за 1930 г. журнал выходил под заглавием "Пролетарский авангард". В редколлегию журнала входили пролетарские писатели Владимир Бахметьев (ответственный редактор), Феоктист Березовский, Федор Гладков, Николай Ляшко и партийный деятели Владимир Нарбут и Арон Сольц (к 1929 г. В.Нарбут, Ф.Березовский и А.Сольц выходят из редколлегии). Как и журналы "Кузница" и "Рабочий журнал", "Журнал для всех" был органом литературной группы "Кузница", которая в 1928 г. предприняла попытку придать своей деятельности всесоюзный масштаб. Издатели журнала заявили широкую программу знакомства читателей "с романами, повестями, рассказами и стихами лучших современных писателей и поэтов СССР". Однако эта попытка не удалась. Публикация первых же произведений непролетарских писателей-"попутчиков" (Всеволода Иванова и Бориса Пильняка) была осуждена в официальной печати и редакция была вынуждена отмежеваться от них. В дальнейшем "Журнал для всех" ориентировался исключительно на пролетарских писателей. Издание журнала прекращено в октябре 1932 г., в связи с начавшимся объединением писателей в единый Союз советских писателей.

Записки мечтателей.
Выходил нерегулярно в Петрограде в 1919-1922 гг. в издательстве "Алконост". Объединял вокруг себя преимущественно писателей-символистов: Александра Блока, Андрея Белого, Алексея Ремизова, Федора Сологуба, а также Иванова-Разумника, Владислава Ходасевича и др.

Звезда.
Ежемесячный (в 1924-1926 гг. двухмесячный) литературно-общественный и научно-популярный журнал. Начал выходить в 1924 г. в Ленинграде под редакцией советского партийного и общественного деятеля Ивана Майского (затем редакторами журнала были Г.Горбачев, П.Петровский и др.). В предисловии от редакции в N 1 писалось: "Возобновляя вековую традицию толстых журналов в Петрограде после пятилетнего перерыва, "Звезда" ставит своей основной задачей служить делу марксистского воспитания новой, выдвинутой революцией, рабоче-крестьянской интеллигенции". Редакция "Звезды" пыталась создать внегрупповое издание, соединив на своих страницах литераторов "попутчиков" и пролетарских писателей. Журнал выходит по сей день в Санкт-Петербурге.

Знамя.
Еженедельный журнал политики, литературы и искусств, орган Центрального комитета партии левых социалистов-революционеров (эсеров). Выходил нерегулярно в Москве в 1919-1921 г. под редакцией А.Шрейдера (затем - О.Чижикова) и "при ближайшем участии" Р.В.Иванова-Разумника, М.А.Спиридоновой, И.З.Штейнберга. Помимо чисто политических разделов "Знамя" имело большой раздел художественной литературы, в котором активно печатались литераторы, сочувствовавшие эсерам: так называемые "новокрестьянские поэты" (Н.Клюев и др.), поэты-имажинисты (В.Шершеневич, А.Мариенгоф, С.Есенин и др.). Журнал постоянно подвергался цензурным преследованиям; в частности, органами ЧК был конфискован N 10 (12) за 1921 г., посвященный памяти А.Блока (со статьями Иванова-Разумника, А.Белого и И.З.Штейнберга); в конце концов, издание журнала было запрещено. См. также "Знамя труда" и "Наш путь".

Знамя труда.
Временник литературы, искусства и политики. Два номера вышли в июне-июле 1918 г. в Москве. Также как и журналы "Знамя" и "Наш путь", издавался партией социалистов-революционеров (эсеров). В редактировании журнала участвовал критик Иванов-Разумник - идеолог литературного течения "скифов" ("скифы" понимали социальную революцию как шаг к подлинной "скифской" революции, "революции духа", к "новому вознесению духа"). Именно Иванов-Разумник и привлек в литературный отдел "Знамени труда" сочувствующих "скифству" литераторов. Издание журнала прекращено в связи с репрессиями против партии эсеров после так называемого левоэсеровского восстания в Москве. См. также "Знамя" и "Наш путь".

Ипокрена.
Ежемесячник. Выходил в октябре 1917 - начале 1918 гг. в Петрограде. Редакторы журнала П.Б.Краснов и М.С.Штромберг пытались создать периодическое издание, специально посвященное поэзии. Название журнала восходит к античной мифологии (Иппокрена - имя источника на горе Геликон, где по преданию обитали музы). Издание продолжено под названием "Камены".

Искусство (Баку).
Выходил в Баку в 1921 г. под редакцией поэта Сергея Городецкого, который определял журнал как "художественно-беспартийный по своему назначению". Орган Журнал издавался Отделом искусств Наркомпроса Азербайджанской ССР и предполагалось, что он будет посвящен исследованию и популяризации искусства Востока. Однако благодаря усилиям С.Городецкого к участию в его литературном отделе были привлечены литераторы не только из Азербайджана.

Искусство (Омск).
Журнал искусств, литературы и техники; Временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного института. Два номера вышли в Омске (в то время административном центре Сибири) в 1921-1922 г. под редакцией литератора А.Оленича-Гнененко. Журнал объявлял себя "рупором творческих исканий и достижений общероссийского центра", а также "другом и руководителем литературных и художественных Омской губернии" в деле "пропаганды искусства... в общем развитии движущих сил человечества". Несмотря на некоторую эклектичность и пестроту в подборе материала, журнал стал заметным фактом сибирской культуры и непосредственно предшествовал созданию главного литературного журнала Сибири того времени - "Сибирские огни".

Камена.
Журнал поэзии; два номера вышли в Харькове (но с обозначением также Москвы и Петрограда) в 1918-1919 гг. под редакцией Петра Краснова. Название журнала заимствовано из античной мифологии (камены - божества, нимфы источников, обладавшие даром прорицания и часто отождествлявшиеся с греческими музами).

Красная новь.
Ежемесячный литературно-художественный и научно-публицистический журнал. Учрежден в Москве в июне 1921 г. при непосредственном участии Ленина и Горького; сначала выходил как двухмесячник, потом - как ежемесячник. Первый советский "толстый" литературный журнал, остававшийся на протяжении почти двух десятилетий главным журналом страны. В течение почти шести лет возглавлялся старым большевиком Александром Воронским, после его отстранения редколлегия и главный редактор журнала несколько раз менялись (во главе его стояли Владимир Васильевский, Федор Раскольников и др.). А.Воронский и определил направление журнала, которое в 1920-е гг. не претерпело сильных изменений: ориентация на реализм, широкое привлечение к сотрудничеству писателей-"попутчиков". Издание "Красной нови" прекращено в 1942 г.

Кузница.
Выходил в Москве в 1920-1922 г. Орган Всероссийской ассоциации пролетарских писателей, основанной незадолго до этого вышедшими из Пролеткульта поэтами. Группа существовала тогда в качестве подотдела при Литературном отделе Наркомпроса, который и издавал журнал. "Кузнице" не удалось преодолеть студийный характер издания, который объединил ее с родственными изданиям Пролеткульта (даже в обращение редакции в N 1 ставились задачи создания новой художественной формы и повышение профессионального мастерства); это был журнал преимущественно пролетарской поэзии со свойственным ей неоромантизмом и космизмом. См. также другие издания "Кузницы": "Рабочий журнал", "Журнал для всех".

Леф.
Выходил в Москве в 1923-1925 гг. под редакцией Владимира Маяковского в Государственном издательстве. Являлся органом одноименной группы Леф (Левый фронт искусств), в которую входили кроме Маяковского: Н.Асеев, А.Родченко, О.Брик, С.Третьяков, В.Шкловский. Лефовцы, продолжая футуристические традиции, выступали за поиски новых форм художественной выразительности и создание по-настоящему действенного, революционного искусства. Журнал стал одним из интереснейших экспериментов по синтезу радикальных идей авангардного искусства и коммунистической идеологии. Издание "Лефа" было прекращено из-за его убыточности.

Маковец.
Журнал искусств; выходил в Москве в 1922 г. в издательстве "Млечный путь"; редактор-издатель А.М.Чернышов. Журнал был органом литературно-художественного объединения "Маковец" - содружества молодых литераторов (А.Решетов, Н.Рудин и А.Чернышев) и художников (С.Герасимов, Л.Жегин, А.Фонвизин, В.Чекрыгин, А.Шевченко и др.); к кружку примыкал философ П.Флоренский. Программа издания была определена в манифесте "Наш пролог" (основные положения которого были сформулированы В.Чекрыгиным): "Мы полагаем, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного... Объединяясь на нашем мироотношении для выявления большого целого монументального искусства, коего невозможно достигнуть усилиями одиночек, мы будем воспитывать в себе общий дух и твердые традиции". Издание прекращено после трагической гибели В.Чекрыгина.

Москва.
Двухнедельный журнал, выходивший нерегулярно в Москве в 1918-1922 гг. в издательстве "Творчество" под редакцией издателя и поэта Сергея Абрамова. Журнал ориентировался на предреволюционную литературу (преимущественно символизм) и отличался высокой едиционной культурой.

На посту.
Литературно-критический журнал, выходил в Москве в 1923-1925 гг. под редакцией Б.Волина, Г.Лелевича и С.Родова. Являлся фактически органом литературной группы пролетарских писателей "Октябрь". В журнале "напостовцы" выступали со своей очень конкретной и жесткой программой: используя лозунг партийности литературы, они стремились к административному руководству всем литературным процессом (в частности, требовали установления гегемонии пролетарской литературы путем передачи "руководящего влияния" во всех советских литературных изданиях); для "напостовской" критики характерны вульгарный социологизм и политизированный "проработочный" стиль. Журнал был закрыт после того, как обнаружились значительные расхождения между "напостовскими" представлениями о культурной политике и тогдашними взглядами некоторых большевистских лидеров; однако стиль и методы журнала были усвоены советской критикой в дальнейшем.

Наш путь.
Литературно-политический журнал революционного социализма; издание ЦК партии левых социалистов-революционеров (эсеров). Выходил в апреле-мае 1918 г. в Москве под редакцией литературного критика Иванова-Разумника, С.Д.Мстиславского и Б.Д.Камкова. См. также "Знамя труда" и "Знамя".

Новые искры.
Художественно-литературный журнал. Единственный номер вышел в Петрограде в июне 1919 г. Журнал издавался Культурно-просветительским отделом Экспедиции заготовления государственных бумаг; редактор Ф.И.Скопов. Журнал ставил перед собой просветительские задачи: "...произведениями корифеев русской и иностранной литературы и живописи развивать в широких массах художественный вкус и любовь к прекрасному, доступно изложенными статьями содействовать просвещению..., культивировать дарования из рабочей и крестьянской среды". Издание прекратилось, судя по всему, в связи с централизацией издательского дела, проводимой в то время большевиками.

Новый Леф.
Издавался в Москве в Государственном издательстве в 1928-1929 гг.; главный редактор В.Маяковский (после его ухода из журнала С.Третьяков). Будучи прямым преемником журнала "Леф", "Новый Леф" в своей программе отличался несколько большей ориентацией на концепции так называемого "производственного искусства" и "литературы факта" ("Метод Лефа стоит на границе между эстетическим воздействием и утилитарной жизненной практикой" - писалось в одном из его номеров). Отсюда - внимание к фотографии, промышленному дизайну, очерку и другим документальным видам искусства. Издание прекратилось после раскола в группе "Леф" в 1928-1929 гг.

Новый мир.
Под редакцией В.Бахметьева. Ежемесячный журнал художественной литературы, науки, искусства и публицистики; издатель - Кооперативное товарищество "Новый мир", ответственный редактор - прозаик Владимир Бахметьев, "общая редакция" - А.Серафимовича. Единственный номер вышел в Москве в 1922 г. "Журнал, - писали его редакторы, - ставит себе задачей: дать художественные произведения, отражающие нашу современность,... а также и старый быт и старую жизнь, поскольку они несли в себе зародыши новой жизни; в ясных простых формах... откликнуться в статьях и обзорах на важные вопросы общественной жизни". Неопределенно-эклектическое направление журнала было определено попыткой адаптации пролетарских писателей -- инициаторов издания к новым экономическим условиям.

Новый мир.
Основан в январе 1925 г. в Москве. Первые редактор - видные советские партийные и государственный деятели А.Луначарский и Ю.Стеклов, а также И.Скворцов-Степанов, затем, с 1926 по 1931 гг. - марксистский критик Вячеслав Полонский. Как и "Красная новь", журнал также отличало стремление не связываться с определенным направлением или группой, а сотрудничать со всеми эшелонами тогдашней советской литературы. Выходит по сей день в Москве, став с 1960-х гг. главным "толстым журналом" страны.

Октябрь.
Создан в 1924 г. по инициативе Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП), фактическим органом которой и являлся в течение 1920-х гг. (первоначально ответственным редактором был С.Родов, затем - Г.Санников, дольше всего журнал в то время редактировал А.Серафимович - с 1926 по 1929 гг.). "Главной задачей "Октября" мы считаем собирание творческого материала пролетарской литературы..., теоретическое обоснование и критическое усвоение пролетарской литературы". Журнал, утратив с годами свой одиозный характер, выходит и по сей день в Москве.

Орион.
Литературно-политический ежемесячник, выходил в Тифлисе (Тбилиси) в апреле-декабре 1919 г. во время меньшевистского правления; издательство "Кавказский посредник"; редакционная коллегия: Сергей Рафалович, Сергей Городецкий, А.Меликова, С.Андреева (потом - Сергей Рафалович, Сергей Городецкий; затем - редакционная коллегия). В отличие от других русскоязычных изданий в Тифлисе, "Орион" уделял много внимание местной литературной жизни, печатая грузинских и армянских писателей в русских переводах.

Перевал.
Выходил в 1922 г. в Петрограде. Журнал представляет собой едва ли не последнюю попытку создания литературно-художественного издания Пролеткульта, деятельность которого была именно в 1922 г. подвергнута резкой официальной критике (по инициативе Ленина).

Петербург.
Выходил в Петрограде в 1921-1922 гг., издатель и редактор - писатель и критик Виктор Шкловский, попытавшийся возродить тип массового литературного и научно-популярного издания. Издание прекращено после эмиграции его редактора в начале 1922 г.

Понизовье.
Выходил в Самаре в 1922 г. Один из наиболее интересных провинциальных литературно-художественных ежемесячников начала 1920-х гг.

Рабочий журнал.
Литературно-художественный, общественный и научно-популярный двухмесячник. Выходил в Москве в 1924-1925 гг.; ответственный редактор Георгий Якубовский. Журнал являлся органом объединения пролетарских писателей "Кузница" и непосредственно продолжал журнал "Кузница". В редакционном предисловии реализм определялся как главная, "красная линия" издания. Как и журнал "Кузница", журнал носил в значительной степени групповой характер. Издания было продолжено позднее под названием "Журнал для всех".

Россия (Новая Россия).
Общественно-литературный и научно ежемесячный журнал; выходил в 1922-1926 гг. под редакцией публициста Исая Лежнева. "Россия" - одно из интереснейших изданий 1920-х гг., являлось неформальным органом так называемых "сменовеховцев" - течения среди советских интеллектуалов, ставших в начале 1920-х гг. на путь сотрудничества с советской властью в надежде на ее перерождение в процессе реформ новой экономической политике. Сам И.Лежнева определял журнал как "первый беспартийный публицистический орган" в Советской России; авторы журнала требовали "невмешательства" государства в духовную жизнь интеллигенции. Первые два номера журнала вышли в марте-мае 1922 г. (под названием "Новая Россия") и вскоре были закрыты по распоряжению одного из большевистских лидеров Г.Зиновьева. Однако Ленин оспорил это решение (советская власть в то время искала поддержки у интеллигенции) и издание журнала было возобновлено. Редактор журнала И.Лежнев привлек в "Россию" лучшие писательские силы того временидостаточно сказать, что именно "России" выпала честь открыть читателю Михаила Булгакова). В 1926 г. журнал "Россия" (к тому времени вернувший себя первоначальное имя "Новая Россия") был окончательно закрыт по распоряжению Политбюро ЦК ВКП (б), расценившего одну из статей И.Лежнева как непозволительно крамольную.

Рупор.
Журнал-альманах, выходил в Москве в 1922 г. (подзаголовок "Литература. Театр-Искусство. Культура. Экономика"; издатель Г.Н.Семенов). В предисловии к N 1 редакция заявляла: "Рупор" - "не узко-сектантское, не узко-групповое издание, он терпим к чужим мыслям и мнениям", основная его задача - "отразить возможно точно и всесторонне современность". "Рупор" - характерный пример издательского проекта эпохи расцвета советского частного книгоиздания, рассчитанного на массового читателя.

Русский современник.
Двухмесячный литературно-художественный журнал. Выходил в Ленинграде весной-зимой 1924 г. "при ближайшем участии" М.Горького (впоследствии от журнала отошедшего), Евгения Замятина, Александра Тихонова, Корнея Чуковского и Абрама Эфроса. Инициаторы издания, найдя частного спонсора, попробовали создать толстый литературный журнал, противопоставив его советскому официозу; в истории советской журналистики это было едва ли не последнее частное независимое издание. В "Русском современнике" печатались лучшие из писателей-"попутчиков" и даже некоторые литераторы-эмигранты; участие пролетарских писателей было эпизодическим. Журнал был подвергнут беспрецедентно резкой критике в официальной и близкой к ней печати. После этого, а также после ареста одного из его редакторов (А.Тихонова), издание журнала было прекращено.

Свободный час.
Литературный журнал, выходил в мае 1918 - январе 1919 г. в Москве; редактор-издатель И.И.Казанов. Издатели журнала ставили перед собой двуединую цель: создание нового развлекательного журнала для массового читателя и публикация произведений молодых, не известных авторов.

Сирена.
Иллюстрированный литературно-художественный пролетарский двухнедельник; издавался издательством Воронежского Совета в 1918-1919 гг. Редактор - поэт-акмеист Владимир Нарбут, после революции ставший ответственным советским и партийным работником. Журнал создавался с ориентацией на предреволюционную журналистику ("по образцу лучших русских и иностранных еженедельников"), но довольно далеко отошел от этих ориентиров. В.Нарбуту удалось привлечь к сотрудничеству в "Сирене" лучших писателей того времени (В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, С.Есенин, А.Мариенгоф, В.Шишков, А.Чапыгин, А.Ремизов и др.); в нем появились декларативные документы акмеистов ("Утро акмеизма" О.Мандельштама) и имажинистов.

Творчество.
Иллюстрированный "журнал литературы, искусства, науки и жизни", выходил в Москве в 1918-1922 гг. под редакцией большевистских литераторов Александра Серафимовича, Владимира Фриче и Николая Мещерякова (затем - В.Фриче, Н.Ангарский и И.Ежов); издательство "Известий" Московского Совета. "Творчество" - один из первых опытов создания советского литературного журнала (заинтересованность к "Творчеству" проявлял, в частности, Ленин). Издатели ставили перед собой просветительские задачи, печатая, в частности, материалы по истории искусства и науки и т.п. Журнал выходил на хорошей полиграфической базе; в "Творчестве" печатались преимущественно пролетарские писатели, хотя иногда появлялись и произведения В.Ходасевича, С.Есенина и др. Издание прекратилось в связи с переходом к новой экономической политике и снятием журнала с государственных дотаций.

Художественное слово.
Временник Литературного отдела Наркомпроса. Выходил в Москве в 1920-1921 гг. в издательстве "Книга"; ответственный редактор Валерий Брюсов. В редакционной статье в N 1 задачи журнала формулировались так: "Редакция... ставит своей основной задачей - давать на страницах журнала новый художественный материал и критические оценки новых художественных произведений. Таким образом художественность есть основное мерило редакции. При этом так как "Художественное слово" является в наши дни одним из очень немногих чисто-литературных журналов - редакция считает необходимым широко открыть его страницы для всех направлений и школ... Редакция обращает особое внимание на те произведения, в которых так или иначе отражается переживаемый нами великий переворот. Все, порожденное нашей революцией, все, связанное с коммунистическим идеалом жизни особенно близко редакции журнала". Эта программа оказалась слишком расплывчатой, а авторский состав журнала более чем пестр (что и было отмечено его рецензентами). На N 2 издание "Художественного слова" приостановлено в связи с реорганизацией Наркомпроса.

...........................


Назад

На первую страницу сайта

Rambler's Top100